Как вкладчики помогли автодилерам

Неожиданно июль и июнь 2015 года стали первыми месяцами за последний год, когда был отмечен рост продаж новых автомобилей в официальных автосалонах. Падение продаж иномарок наблюдалось уже больше года, с некоторыми короткими всплесками продаж во время колебаний курса доллара США. Во время этих колебаний появляется категория клиентов, которые боясь девальвации национальной валюты инвестируют деньги в новое авто, в основном это клиенты, которые планировали покупку и копили на нее средства. Во время скачка курса, автосалоны не так быстро переоценивают новые авто и клиенты приобретают "железных коней" по вчерашним ценам, пытаясь уберечь свои гривны от девальвации.

После февральских колебаний курса доллара США, рынок новых авто находился в затяжном пике и прогнозы участников рынка были пессимистические. Но резкий всплеск продаж новых легковых авто в первые летние месяцы оказался неожиданностью для рынка. Некоторые авто бренды довольно серьезно увеличили продажи своих авто: Ford увеличил продажи на 136%, Peugeot - на 257%, остальные бренды увеличили продажи в этот период на 60-130%.

Такой резкий рост рынка вызвал массу объяснений этому явлению. В основном маркетологи автодилеров объясняли значительный рост продаж своими правильными маркетинговыми усилиями. Покупателям предлагали купить авто по курсу 17 гривен за доллар США, консультировали, что завтра будет дороже. В общем, маркетологи своими магическими способностями создали рост всему рынку.

На наш взгляд, есть более прозаическая причина этого роста. В июне и июле 2015 года происходили значительные выплаты фонда гарантирования вкладов вкладчикам, обанкротившихся банков, в том числе и "ДельтаБанка". Общий объем выплат составлял более 10 млрд. гривен. Люди, получившие свои деньги после долгих волнений, понесли эти деньги в том числе и в автосалоны, а не в банки. По разным данным, около 30-40% вкладчиков снова оставляли свои деньги на депозите в банке. Остальные вкладчики - конвертировали выплаты в валюту или покупали нечто капитальное и нестареющее. Очень примечательно, что резкий рост продаж был в сегменте авто до 20 тысяч долларов США, а максимальная компенсация фонда гарантирования вкладов имеет тот же порядок цифр - 200 тысяч гривен (почти 9 тысяч долларов США). Обычно люди стремятся инвестировать либо в недвижимость, либо в новое авто. Такие суммы выплат могли создать ажиотаж продаж только на рынке новых иномарок, для недвижимости сумма в 10 - 20 тысяч долларов США слишком мала для покупки даже однокомнатной квартиры в небольшом городе. Следует отметить, что такой праздник жизни у автодилеров уже скоро закончится и наступят суровые кризисные будни, если конечно опять крупный банк не обанкротиться...