Депозит 1 - страхование банковских депозитов в Европе

В последние несколько лет НБУ и Фонд гарантирования вкладов стали постоянными ньюсмейкерами в украинском информационном поле - введение временных администраций, ликвидация банков, выплаты депозитов вкладчикам проблемных банков. Действия этих структур очень часто становятся предметом критики, при этом, как обычно, мы говорим избитую фразу: "А в цивилизованных странах такого нет!". Ниже мы постараемся проанализировать какие процессы происходят в Европейском союзе с точки зрения гарантирования прав вкладчиков банков, защиты депозитов и вкладов.

С ноября 2015 года ведется активное обсуждение предложений представленных Европейской комиссией по вопросу европейской системы страхования депозитов. Европейские чиновники рассчитывают стабилизировать банковский сектор и привязать финансирование банковских затрат к платежеспособности каждого государства. Этими мерами пытаются достичь основной цели Банковского союза - разделение между государством и банковской системой в каждой стране. Эти предложения натолкнулись на популярное утверждение налогоплательщиков на севере Европы, что им придется платить за "протухшие" банки южных стран Евросоюза. Германия назвала предложения по улучшению страхования депозитов "атакой на немецкие сбережения" и сделала акцент на высоком уровне государственного долга стран в южной части Европы. Также Германия отметила о высоком уровне долгов, которые не обслуживаются надлежащим образом.

Одновременно, банковский сектор Европы нуждается в реформировании страхования депозитов. Достижение этой цели требует не только внимания к деталям самой системы, но и особо тщательном анализе стратегии распределения и уменьшения рисков. Предлагается несколько различных моделей европейской системы страхования депозитов. Фундаментальные различия между моделями заключаются в соотношениях национальных и общих европейских компонентов.

С другой стороны, страхование депозитов является исключительно задачей каждого конкретного государства. Кстати, некоторые страны Евросоюза до сих пор законодательно не имплементировали минимальный уровень государственного страхования депозитов. Этот шаг необходимо было выполнить до того, как будет создана европейская система страхования депозитов. Доверие к национальной системе страхования вкладов зависит от размера фонда, здоровья национального банковского сектора и государственных финансов. Все эти факторы должны влиять на схемы поддержки каждой конкретной страны со стороны Евросоюза как гаранта. Финансовый кризис показал, что состояние экономики конкретной страны значительно влияет ресурсы, которые могут выделены на покрытие депозитов. Это создает определенную напряженность в отношениях между Европейским центральным банком и отдельными странами.

С другой стороны, страхование депозитов в каждой стране Евросоюза должно соответствовать высоким европейским нормам и качество страхования вкладов не должно зависеть от конкретной страны и ее внутренней политики. Это создает проблему, так как политики могут переложить свою ответственность на другие страны Евросоюза. Государства с размытыми правилами и законами потеряют мотивацию к совершенствованию законодательства о защите депозитов.

Европейская комиссия предложила компромиссный путь - депозиты будут застрахованы с помощью национальных финансовых институтов, а если это окажется неэффективным, Европейский пул возьмет на себя вопросы компенсации. Такая система позволит избежать "моральных рисков", так как первоначально решением проблемы компенсации будут заниматься национальные институты.

Одной из главных проблем является баланс между полномочиями Европейского института по страхованию депозитов и правительствами каждой отдельной страны. Ведь правительства многих стран не захотят потерять контроль над банковским сектором. С другой стороны, правительства стран смогут переложить на плечи Евросоюза часть экономических проблем, которые сейчас пока не видны.

Взвешенное решение позволит создать эффективное европейское страхование депозитов. Новый орган будет похож на американскую Федеральную корпорацию по страхованию депозитов (FDIC), которая возьмет на себя полную ответственность по страхованию вкладов. Но создание подобного института потребует от банков стать по-настоящему "европейскими" и меньше выделять ресурсов на финансирование государственного дефицита.

Сохранение определенных лимитов и пропорций государственных облигаций на балансе банков - это одно из жизненно важных условий создания системы страхования депозитов. Таким образом, банки получат стимул диверсифицировать свои инвестиционные портфели государственными облигациями других стран Евросоюза. Основная связь между правительством и национальной банковской системой заключается в большом объеме государственных облигаций, которые покупали банки. Диверсификация позволит разорвать эту связь.

Германия, которая жестко оппонирует созданию европейской системе страхования депозитов, также должна получить экономические дивиденды в виде стабильности в европейской банковской системе. Немецкая и европейская банковские системы должны стать более эффективными, когда кредиты будут выдаваться на основании экономического расчета, а не политической целесообразности.

Существенными факторами, осложняющими создание системы страхования депозитов, в последнее время, стали Брексит, серьезные проблемы в Дойтче банке и системные проблемы в банковском секторе Италии.